От остановки «Солнечное Закарпатье» до Павлово я подъехала на автобусе. 2 километра — не такое уж большое расстояние, но проезжал автобус, и я сэкономила силы на предстоящую экскурсию по горным сёлам. Ноябрьский день выдался тёплым, но немного пасмурным. В небольшом селе Павлово проживает около 700 человек. Храмы имеют 2 религиозные общины — Украинской православной церкви и греко-католической. Первая находится сразу возле автобусной остановки и освящена в честь Илии Пророка.
Возле входа под навесом установлены небольшие скульптуры Богородицы и ангелов, выполненных в католическом стиле. У забора сложена поленница из дров, которыми отапливают помещения.
Метров через 200 я остановилась возле греко-католической церкви святой Евхаристии, построенной в 2000 году на фундаменте дома бывшего землевладельца. Во дворе храма есть колодец. На башне с трёх сторон изображены часы, показывающие одно и то же время на протяжении суток. Мне очень нравятся башенные часы, но такая имитация, на мой взгляд, не является украшением никаких сооружений. Время не стоит на месте, всё стремительно изменяется, и застывшие стрелки немного удручают.
В селе есть клуб с библиотекой.
Здание, в котором разместились школа и детский сад — это 3 небольших дома, похожие на жилые, соединённых между собой переходами.
Дорога, по которой я шла, ведёт в Перечин и дальше в Ужгород.
По пути я видела руины сельскохозяйственных ферм и новостройки гостиниц или пансионатов, возводившихся на берегу речки Пыни, в которую тут же сбрасывали строительный мусор. Очень горько такое видеть. Кто-то хочет заработать на тех, кто приедет отдохнуть в прекрасных местах, при этом уничтожая эту не восстанавливаемую красоту. Я перешла по мосту речку Пыню, осенью уже притихшую, а весной — стремительную и бурную.
Пыня образуется из двух своих притоков — Малой и Большой Пыни, которые формируются из небольших горных потоков. Потом вся эта водная артерия с каменистыми берегами стремительно впадает в Латорицу, известную своими разрушительными наводнениями. Происхождение названия реки Пыни имеет 3 версии: пенящаяся; текущая из-под пня; протекающая в местности, где раньше брали пеню за пересечение границы. Так я и прошла 2,5 километра. Павлово приросло к селу Плоское, имеющее более чем 400-летнюю историю.
Вот такой у дороги магазинчик.
А это здание сельского совета сразу пяти близлежащих сёл.
Напротив — воинский мемориал Второй мировой войны с указанием фамилий воинов-односельчан, погибших на фронте.
А вот какой вид имеет административное здание лесничества. Возле входа у дороги стояли канистры, то ли для покупки горючего, то ли для продажи.
В самом центре села — православная Свято-Покровская церковь, построенная в 1928 году. В это же время на башне-колокольне установлены 3 колокола.
На склоне горы я видела греко-католическую церковь, но как подойти к ней я сразу не знала, а пройдя по улице вглубь села, я удалилась от неё и не захотела возвращаться назад, а пошла уже к виднеющейся трёхэтажной школе.
Уже был конец продлённого учебного дня, ученики младших классов ожидали школьный автобус. Когда я фотографировала огромную надпись на стене, они мне хором читали её в 20 детских голосов. Вот такой мне пришлось услышать патриотический ученический рэп, гласящий о желании постигать науки местных ребят вселяет надежду.
«Благослови нас, Украина-мать,
Жизнь, науку познавать,
Желание иметь работать,
И верными тебе расти».
Жизнь, науку познавать,
Желание иметь работать,
И верными тебе расти».
Возле школы установлен памятник нашему национальному поэту в полный рост и выкрашенный в цвет золотой осени, какую я и наблюдала в это время в Закарпатье.
Тут же недалеко есть футбольное поле — место для тренировок будущих чемпионов.
Возвращаясь на центральную улицу, увидела Дом культуры с установленными на нём таблицами с датами постройки сельского очага культуры и датой освобождения края в 1944 году от фашистских захватчиков. Хорошо, что такие события обозначены и уже имеешь какое-то представление об истории села.
Уже вечерело, хозяева вели с пастбища своих бурёнок. Я спросила у встретившейся мне женщины, когда будет автобус. Она мне ответила: «15.30 — последний», не пояснив, что это по местному времени, а оно отличается от Киевского на 1 час. Тогда я ещё не знала этой особенности, что в этих краях живут по местному времени — минус 1 час. А на моих часах было уже 16 почти и, как я поняла, автобуса уже не будет. Так же понял и ожидавший в том же направлении автобус мужчина, держащий бутыли для водички «Поляна Квасова». Я, не теряя времени, зашагала по дороге, прикидывая в уме, что путь предстоит не менее 5 километров, а я уже намотала около 6. Ну лишь бы успеть до наступления темноты. Фонаря у меня с собой не было, хотя здесь в некоторых местах на столбах установлены светильники на солнечных батареях. Мужчине, видно, не очень хотелось идти пешком. Я уже была на подходе в Павлово и на повороте, оглянувшись, заметила его идущего в метрах 200 от меня. Потом он срезал углы, идя не по дороге, а по лугу. И вдруг меня догнал тот автобус, который по местному в Плоском в 15.30, а по-Киевскому — в 16.30. Водитель остановился, и я уже крохотный остаток пути подъехала. Из автобуса я видела того пешехода по укороченному маршруту. Что поделаешь, ходить полезно. И для здоровья, и для впечатлений, которыми с удовольствием делюсь с вами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий