Краматорск. Донецкая обл. Дом Коршунов. Кон. XIX в. |
В 2018 году исполнилось 150 лет со дня рождения организатора массового выпуска вакцин и профилактических сывороток, основоположника научной школы иммунологов и автора более 80 научных статей С. В. Коршуна.
Степан Васильевич Коршун (1868-1931) – учёный-микробиолог, гигиенист, доктор медицинских наук |
История дворянского гнезда собиралась краеведами по крупицам. В конце XIX века Елизавета Юрьевна Коршун, жена казачьего полковника и мать шестерых детей, приобрела 1100 десятин земли в живописной местности, где река Беленькая омывает целинные степи с выходом на поверхность горных пород. Для большого семейства был построен двухэтажный дом.
Краматорск. Ул. Сахалинская, 10. Дом Коршунов. XIX в. |
Краматорск. Дом Коршунов. Памятная доска о событиях нач. XX в. |
На меже XIX и XX века не было эффективных средств в лечении опасных болезней. В годы революций и Первой мировой войны вместе с большими человеческими жертвами, хаосом и разрухой свирепствовали тиф, дизентерия и другие повальные пандемии. Во время командировки в Германию и Францию Коршун сотрудничал с зарубежными светилами профессором Эммерихом и будущим лауреатом Нобелевской премии профессором Эрлихом, посещал больницы и приюты, изучал инженерные тонкости обустройства водопровода и канализации.
По прибытию в Харьков Коршун защитил докторскую диссертацию. Результаты исследований, проведенных молодым ученым в институте Пастера в Париже, были опубликованы в Европе и России. Активная научная деятельность, высокий авторитет способствовали в 1914 году назначению Коршуна директором Харьковского бактериологического института. Эти события совпали с началом Первой мировой войны. Руководитель вместе с сотрудниками института приложили все усилия к разработке и получению противостолбнячных вакцин и снабжению ими армии.
В 1917-1922 годах по Российской империи бушевала Гражданская война вместе с холерой и сыпным тифом. Василий Степанович продолжал работать над изобретением препаратов против опасных инфекций, наращивал производство вакцин. В 1919 году он отказался от предложения эвакуироваться вместе с женой и лабораторией в Сербию, продолжая оказывать помощь и красным, и белым. Аполитичность во врачебной и научной деятельности не могла быть не замечена красными комиссарами и Коршуна отстранили от должности ректора Харьковского медицинского института, в которой он пробыл несколько месяцев. После обыска и вызова в ГПУ учёный вынужден был покинуть Харьков и переехать по «настоятельной просьбе» в Москву. Руководя только что созданным институтом, Коршун превратил его в научный центр, в котором производилось более 40 наименований медицинских препаратов. За короткий период была улучшена структура института, сформированы профессиональные кадры, возрастал научный потенциал.
Наступили годы первых политических репрессий в СССР. По «делу микробиологов», которое было особо засекречено, проходило 50 крупнейших учёных. Есть версия, что арестованный в 1930 году С. В. Коршун отказался работать над разработкой бактериологического оружия, за это был был признан главой террористической организации и приговорён к расстрелу с заменой 10 годам заключения. Другие обвиняемые, не пошедшие на сделку с совестью, получили различные сроки. Те, кто согласился, работали в специальной тюрьме в условиях особой секретности. В 1931 году в Бутырской тюрьме талантливый учёный, профессор, доктор медицинских наук покончил жизнь самоубийством, место захоронения неизвестно. В 1953 году микробиологов-вредителей реабилитировали, но жена Степана Васильевича не дожила до этого события 1 год.
После Второй мировой войны дом Коршунов, как самое лучшее — детям, отдали детскому дому. Позже и до разрушительных 1990-х годов в здании размещался заводской детский сад «Фиалка».
Краматорск. Дом Коршунов. Детский сад |
Краматорск. Дом Коршунов. Дворянская усадьба |
Краматорск. Дворянская усадьба Коршунов |
Координаты: 48°46’7"N 37°35’25"E
Комментариев нет:
Отправить комментарий