Подъём на головокружительную высоту сопряжён с опасностями, но желание окинуть взором местность в радиусе 10-15 километров придаёт силы и отваги.
Рассказы о поездках по Украине с описанием достопримечательностей, храмов, деревянных церквей, памятников
8 июля 2020 г.
Терриконы. Польза, вред и опасность индустриальных символов шахтёрских городов
Донецкая равнинная степь буквально усеяна искусственными серо-синими конусообразными горами. В регионе их насчитывается более 600. Голубые терриконы стали неизменными символами шахтёрских городов и посёлков. Как и все горные хребты, их покоряют отважные смельчаки. Рискованное восхождение по склонам под углом 40-60 градусов влечёт неисправимых романтиков и отчаянных любителей созерцания индустриальных пейзажей и городских панорам.
Подъём на головокружительную высоту сопряжён с опасностями, но желание окинуть взором местность в радиусе 10-15 километров придаёт силы и отваги.
Поход не по проторенным тропинкам, а по осыпающемуся грунту, обломкам песчаника потребует значительных усилий. Выделение сернистого и угарного газов, затрудняющего дыхание, осложняет марш-бросок на кручу.
Кроме всего, обломочные породы оседают, и под глыбами могут образовываться пустоты, что не всегда заметно, но может повлечь за собой непредсказуемые последствия для искателей приключений.
Тот, кто любит возиться с камнями и исследует минералы, обязательно заметит на породных россыпях богатое соотношение форм и красок.
В залежах породных обломков встречаются отпечатки листьев, цветов, окаменевших деревьев и первобытных организмов. Находки с оттисками древних окаменелостей позволяют представить растительный мир каменноугольного периода.
Считается, что терриконы содержат почти всю таблицу Менделеева и даже золото.
Исследователи отвалов драгметаллы навряд ли найдут, но могут увидеть куски крепёжного материала, обломки горняцкого инструмента, вывезенных из проходок шахтным конвейером на поверхность. Самым везучим попадутся фрагменты узкоколейки, по которой транспортировалась порода.
Отвалы побочных продуктов горнодобывающих работ сформированы породной массой, извлечённой из горных выработок.
Каждая шахта имеет свой террикон и даже несколько отвалов, у которых может быть до четырёх вершин.
Суррогатные возвышенности созданы при откатывании породы опрокидывающимися вагонетками. Плоские терриконники образованы при вывозе в овраги отходов и шламов самосвалами и утрамбованным бульдозерами.
Терриконы наносят непоправимый вред природе. Живописные балки заполняются огромными массивами горных отходов углеобогащения, которые загрязняют атмосферу вредными химическими элементами. Ветер и осадки вымывают из терриконов токсины, которые неизбежно попадают в почву и водоёмы.
Специалисты института проектирования шахт считают, что в целях снижения негативного влияния на окружающую среду целесообразно породные отвалы вернуть обратно в пустующие шахтные горизонты, что позволит решить проблемы с оседанием земной поверхности и освободит огромные территории от опасных насыпей.
Очень часто над отвалами виден дым, а ночью — голубое зарево. Отвалы напоминают непредсказуемые вулканы, в жерлах которых температура повышается до 500 — 3 000 градусов. Все терриконы, действующие и недействующие, представляют опасность, в породе может неожиданно возникнуть возгорание мелких фракций угля от выделяемых газов.
Известны случаи, когда ливни вызвали оползни, а вода попала в пустоты, наполненные газами. В 1966 году в Мирнограде (до 2016 года – Димитров) в 23.15 после проливного дождя на отвале шахты № 5-6 произошёл взрыв, подобный разорвавшейся водородной бомбы. Кусок породной массы объемом 33 тысячи кубометров откололся от террикона, горячие многотонные глыбы и сыпучая масса раскаленной породы, как вулканическая магма, сползли на жилой поселок, погребя под собой десятки домов вместе со спящими людьми. После смещения горных масс из полости, образовавшейся в боковой части стометрового террикона, произошёл выброс горячего пепла, пыли и пара. Погибли по меньшей мере около 60 человек. Точное количество жертв техногенной аварии посчитать не удалось, так как в посёлке проживало много незарегистрированных рабочих. В 1950-1960-е годы, в период экономического роста, когда терриконы росли словно грибы после дождя, вопрос о извлечении пользы и будущем донецких гор поднимался неоднократно, но дальше проектов дело не дошло.
Старожилы помнят, что предприимчивые японцы хотели использовать украинские терриконы для своих национальных интересов, но перспективы предложения заморских купцов не получили, и многочисленные вершины так и остались промышленными достопримечательностями Донбасса.
Из обогащённой породы получается угольный концентрат, сырьё для производства алюминия, кремний и железо. Потенциал у терриконов немалый, но требует существенных капиталовложений.
В некоторых шахтёрских посёлках из-за нежелания местечковых хозяев тратиться на дорогое дорожное покрытие улицы мостили красно-бурой массой и засыпали ямы монолитами песчаника. Необдуманные эксперименты с рыхлым материалом не увенчались успехом и не принесли никакого блага.
Были попытки изготавливать из доступного материала в большом количестве кирпич, но продукция осталась невостребованной.
Закрываются шахты и ликвидируются организации, связанные с обеспечением безопасности угольных предприятий. Сегодня уже некому заниматься вопросами контроля над горящими терриконами, нет финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Некоторым терриконам-аксакалам повезло быть рекультивированными и превратиться путём ландшафтного озеленения в необычные парковые достопримечательности. Но чаще всего на породную массу попадают семена дикорастущих растений, и склоны рукотворных гор постепенно зеленеют и оживают.
В зарослях деревьев и кустарников даже селятся птицы, ежи, зайцы. Природа сама вынуждена применить защитные меры и скрывает раны, которые нанёс ей человек.
Подъём на головокружительную высоту сопряжён с опасностями, но желание окинуть взором местность в радиусе 10-15 километров придаёт силы и отваги.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий